Коллектив Института Йоги и Ушу поздравляет
УЧИТЕЛЯ Сергея Николаевича Громова с юбилеем!

 

Это человек, который внёс огромный вклад в развитие и йоги и ушу. Он подарил нашему миру много ценной, редкой и уникальной информации, помог найти правильный путь, каждому кто к этому стремился и его искал, а также наполнил многие жизни смыслом!

Сергей Николаевич! Мы выражаем свою благодарность и поздравляем Вас с этим замечательным праздником!

Желаем Вам здоровья, счастья, долгих лет продуктивной и содержательной жизни. Пусть она будет наполнена интересными событиями, душевными встречами и приятными знакомствами. Мы желаем чтоб Вас всегда окружали и радовали близкие и родные люди, ученики и единомышленники.

Пусть всегда сбываются все Ваши планы и мечты, не иссякают идеи и всегда будет достаточно сил, времени и ресурсов чтоб их реализовать.

Беседа восьмая. Ушу. Воинские искусства.

 

 Раджа-йогабхашах

 

Беседы о Раджа-йоге,

 

составленные

Михаилом Леонидовичем Галкиным

Одесса, 2020


 

 

Беседа девятая. Йога-чикитса (Йога-терапия).

 

Начнём нашу очередную беседу с небольшой задачи.

 

В некотором государстве жила прекрасная принцесса. За ней ухаживал могущественный министр, желая заполучить руку и трон в придачу. Принцесса отлично понимала, чего он на самом деле добивается, да и престарелый министр был ей противен.

Однажды он сопровождал наследницу престола в прогулке по берегу моря. Под ногами шуршала галька. Камешки были двух видов – белые и чёрные. Министр предложил ей окончательно решить вопрос их союза, положась на судьбу. Он взял из-под ног два камешка, положил их в пустой мешочек-кошель и протянул ей мешочек.

- Просунь руку в кошель и выбери, не глядя, один из этих двух камней. Достанешь белый – будь по-твоему, ты свободна, а достанешь чёрный – играем свадьбу!

Принцесса видела, что хитрец подобрал два чёрных камешка, но не могла прямо уличить его в подлоге. Отказаться от выбора она также не могла. Однако, девушка была не только красивой, но и умной (попрошу не улыбаться, это – условие задачи). Она выполнила требование министра и ... победила! Как ей это удалось?

_____

 

Название «Институт Йоги и Ушу» содержит непривычное для многих сочетание. По сути, йога – древнейшая и самодостаточная система развития человека. Мудрые йогины, наблюдая за окружающим и погружаясь в себя, стремятся различать лучшее, выбирать его и использовать в своей практике. Этот процесс образно сравнивают с поиском алмазов в грязи. Драгоценные камни разбросаны вокруг, нужно только их увидеть, достать, отмыть и соединить в ожерелье, чтобы они не затерялись. Стремление к лучшему, высшему, светлому, радостному – очень важно для практикующего йогу. Именно это стремление способно вытянуть нас из спящего состояния, из незнания, из тьмы. В нём – корни оптимизма, в нём – опора практикующего в этом шатком, изменчивом мире.

Если же смотреть на мир и себя, постоянно отвлекаясь, углубляясь в несовершенства, слабости, проблемы, то легко погрязнуть в борьбе с грязью!

В то же время, поднимаясь по ступеням практики, устремляясь ввысь, вы иногда замечаете, что у вас подкашивается нога, вам не хватает сил, вас отвлекают казалось бы важные дела, проблемы, люди... Помехи могут быть как внутренние, так и внешние. Поэтому полностью игнорировать их нельзя. Борьба с такими помехами, со злом - это оборотная сторона йоги. Путь воина, Кшатра-йога (кит. ушу) подразумевает, прежде всего, победу над внутренними врагами: ленью, нежеланием учиться, невежеством, слабостью, болезненностью, жадностью, трусостью, эгоизмом... Обуздавший чувства, победивший свои дурные привычки, недостатки и пороки – настоящий воин-победитель. «Победа над собой – и самая тяжёлая, и самая важная». (Громов С.Н. 40 дней, практикуя Йогу. (Раджа-йога для всех). – 2005.- с. 93). Кто смог победить этих «внутренних» врагов, воплощает в себе один из принципов второй ступени Аштанга-йоги (Ниямы) – «Нишпратидвандва» («не имеющий  противников»). 

Внешнее зло – это действия тех, кто мешает вам в благородном поиске Истины или даже прямо угрожает здоровью, жизни вас и ваших близких. Помните, что невежество всегда агрессивно?(«Невежество всегда агрессивно, но остаётся в проигрыше»(Громов С.Н. 108 дней, практикуя Йогу (Раджа-йога для всех). – 2009.- с. 106). К тому же, достаточно развитые, крепкие и умелые злодеи встречаются не только в сказках и кино. И они реально могут причинить немало неприятностей окружающим. Чтобы справиться с внешним злом тоже нужны умения, навыки, знания. Даже если Вас лично такое зло обходит стороной, Вам могут понадобиться эти знания для защиты других. Нужно только помнить, что зло – не нечто абсолютное, неизменное, одинаковое. Ваша правильная реакция на него должна быть адекватна ситуации. Если Вас порочат, оскорбляют, и Вы имеете возможность и необходимость реагировать на это – Вы ответите словами. Но Вы же за это не будет убивать клеветника?! Если же Вас пытаются проткнуть ножом, то нормальным будет, если нападающий сам напорется на свой нож. Возможно, это будет мягче и он отделается сломанной рукой. Старый принцип «око за око» имеет глубокий смысл – это отражение закона кармы. Но сами люди часто не способны его правильно применять. Для этого нужен трезвый и развитый ум, свободный от неконтролируемых эмоций. И боевые навыки. Вы должны понимать, что агрессор-нападающий своё «око за око» получит по закону кармы однозначно и неотвратимо (в отличие от законов человеческих). Но это может произойти гораздо позже. Вам же вовсе не обязательно при этом выступать в роли жертвы. Другой важный момент – вы должны понимать, что зла, на самом деле, вообще нет, это только невежество, незнание, слепота того, с кем вы сейчас столкнулись. Его суть такая же как у вас, души одинаковы. Адекватно реагируя на его действия, вы помогаете ему, даёте шанс осознать неправоту. Реагируя неадекватно – то есть никак или чересчур («превышение необходимой самообороны»), вы или поощряете его к дальнейшему насилию (не только к вам лично, но и к другим), или, соответственно, ухудшаете свою карму. А если, действуя неадекватно, вы его лишили жизни, то и воспитательный элемент теряется. Подчёркиваю – ваши действия по борьбе с внешним злом – это не месть, не унижение глупца с демонстрацией своего «величия», не яростное негодование с уничтожением «врага». Это – трезвый воспитательный процесс, помощь «злодею», и по сути, воплощение любви, дружелюбия, сочувствия. Ведь невоспитанный, глупый человек, нанося в дальнейшем вред окружающим, ухудшает собственную карму, его страдания увеличиваются. Только воспитание в данном случае, если разговоры не помогают, происходит посредством бития (которое, по меткому выражению материалистов, определяет сознание :)).

Итак, основная, внутренняя часть Пути воина, в сущности, присутствует в любой системе самосовершенствования и является важным элементом йоги. Дополнительная, внешняя часть напрямую связана с воинскими тренировками, с прикладными навыками рукопашного боя, общим и специальным физическим развитием, с умением правильно вести себя в экстремальных ситуациях. К тому же давно замечено, что ситуации опасные для здоровья, на грани жизни и смерти, мобилизуют скрытые в обычной жизни возможности, раскрывают сильные и слабые стороны человека. Подготовка профессионального воина в разных частях мира демонстрирует отличные результаты в развитии целого ряда свойств характера, нужных любому человеку – смелости, решительности, сообразительности, трудолюбия, умения собираться, концентрироваться на важном в данный момент. Тренировка с оружием, предметами воинских искусств, которые часто происходят от подручных рабочих и бытовых инструментов, предметов одежды и т.п., расширяет и усиливает возможности практикующего. Со временем предметы становятся продолжением его тела, которое увеличивается, усиливается. При этом, в отличие от животных, человек может откладывать или менять своё оружие, не нужное в данный момент. Умение использовать в бою различные предметы может значительно повышать шансы на победу.

В Индии воинское искусство, базирующееся на йоге, происходит из дравидийских языков и называется калари-паятту (малаяламകളരിപയറ്റ്, тамильский களரிப்பயிற்று). В отличие от обычной, ограниченной задачи многих других систем подготовки воинов, где целью является создание из человека бойца, задача калари-паятту и близких к нему систем ушу – воспитание гармонично развитой личности, способной дать отпор злу в любом его проявлении. Благодаря йогическому фундаменту, Путь воина стал одним из равноценных возможных путей Просветления.

Немного истории. Бодхидхарма (кит.菩提达摩Pú-tí-dá-mó, или Дамо), южноиндийский представитель буддизма Махаяны (Большой колесницы, Широкого Пути), в конце 5 – начале 6 в. н.э. отправился в Китай в поисках последователей. Он считается первым патриархом широко известного в наше время чань-буддизма. Чань (яп. дзэн) – перевод с санскрита слова «дхъяна» («медитация». Так называется седьмая ступень Аштанга-йоги). Дамо одновременно является основателем такой знаменитой школы ушу как Шаолинь-цюань, непосредственно повлиявшей, в свою очередь, на развитие каратэ (воинских искусств острова Окинава), а также в целом на появление и развитие других направлений, школ, стилей воинских искусств Дальнего Востока. Но обучал он своих китайских учеников тому, чему ранее учился сам – калари-паятту, зачастую упрощая для них техники. Поэтому ряд комплексов в Шаолинь-цюань имеет параллельные с индийскими названия, например, кит. «Фат Бо» - это то же самое, что «Карма Ваджа-1». Бывало и так, что индийского названия не было, и комплекс получил своё наименование в Китае (Бо-фа-ин-ши). Появились в Шаолине и свои собственные комплексы. Так, таолу «Воинство Чи Ю» («Ши Чи Ю», 師蚩尤 shī chī yóu)относят к высшему уровню ушу.

Современные представления о наличии в Китае собственных воинских искусств до знакомства с калари-паятту – не более, чем манипулирование понятиями из чувства национальной гордости, в том числе, в политических целях. Это характерно не только для китайцев. Известны попытки доказать древнее происхождения так называемых «славянских воинских искусств», реально появившихся в 20-ом веке после знакомства с дзю-дзюцу (джиу-джитсу), каратэ, ушу. Встречаются «провалы в памяти» и у японцев как в примере с каратэ, название которого также в 20-ом веке трансформировалось из唐手("Танская рука", то есть, "Китайская рука") в 空手("Пустая рука") (при одинаковом произношении).

Всё это не отменяет заслуг китайских, корейских и японских мастеров, разработавших оригинальные методики и направления воинских искусств. Собственно, этот их большой вклад и подчёркивается в названии нашего Института, сочетающем индийскую и дальневосточную традиции.

Один из факторов «забывчивости» – китайский язык, который, кстати, имеет существенные различия в разных районах Китая, объединяясь только иероглифической письменностью и современным государственным языком. Он, резко отличаясь от других языков, всегда сильно видоизменяет иностранные слова, названия, и даже имена собственные. Вы убедились в этом на примере чань-буддизма и имени Бодхидхарма. То есть, все эти слова приобретают чисто «китайский» вид. Конечно, со временем, можно забыть о происхождении слова, особенно если захотеть это. Но я не думаю, что приписывание своим предкам несуществующих достоинств, может этих самых предков чем-то порадовать. Я, например, о предках китайцев, японцев, да и восточных славян, гораздо более высокого мнения. Разве недостаточно этим народам собственных, реальных достижений и настоящих героев?!

Представьте, если Ваш сын рассказывает друзьям историю о том, что его папа, великий мастер боевых искусств, когда-то в героической схватке разогнал толпу вооружённых бандитов. Но вы-то знаете, что, действительно, Вам пришлось некогда оттолкнуть в сторону полуживого наркомана с дороги, когда Вы гуляли с ребёнком... Если Вы нормальный человек, вам будет даже стыдно за слова сына. Ведь приписывание себе незаслуженной славы – нарушение принципа Ямы (Апариграха – Неприятие даров).

Так вот, китайское понятие ушу (武术(традиц.武術) wǔ-shù [у-шу]) состоит из двух иероглифов: 武wu («у») — «военный, боевой» и 术shu («шу») — «искусство, техника». Под словом «ушу» в Китае понимают не только воинские (боевые искусства), но и искусство ведения войны (тактика, стратегия), включая обычную военную подготовку. Кроме того, сюда относят также имеющие давнюю историю показательно-зрелищные и современные спортивные направления. Задачи у всех разные.

В современной армии и силовых структурах рукопашный бой уже не имеет того значения, что в более ранние, доогнестрельные эпохи. Поэтому ему уделяют внимание разве что в спецподразделениях. Хотя и там рукопашный бой совсем не главный из навыков, например, армейского разведчика. Общее с традиционными школами воинских искусств – простота, практичность, эффективность.

Особенности спортивных единоборств – ограниченность правилами, временем, количеством участников, весовыми категориями, степенью вооружённости. Всего это нет в реальном бою. Там задача – сохранить здоровье, выжить в неравных, невыгодных условиях.

Показательно-зрелищные стили сейчас активно задействованы в кино. Там главное – зрелищность, красота движений, демонстрация хороших физических показателей, длительность боёв. Умение делать сальто под градом ударов, высокие прыжки и высокие удары ногами очень эффектно смотрятся. Но эффектность вовсе не равна эффективности. На самом деле, настоящий мастер обычно побеждает без боя, а если приходится сражаться, вопрос с каждым противником решается очень быстро и без длительного обмена ударами и блоками. Кстати, и это отмечают специалисты обычного рукопашного боя, современное калари-паятту, представленное в южной Индии, демонстрирует только внешнюю атрибутику древнего боевого искусства, относится к показательно-зрелищным стилям и совершенно не эффективно в реальной схватке.

Совокупность методов физического развития, специальные виды тренировки, особые виды оружия, особенные приёмы рукопашного боя, большая склонность к оздоровлению, развитию или к прикладным (боевым) навыкам  характеризуют каждую определённую школу ушу. Но, всё-таки, не они главные для различия разных стилей.

Основой любой традиционной школы ушу являются собственные «комплексы» и общий подход к их изучению. «Комплекс» в воинских искусствах (др.-инд. мáндала, кит. таолу (套路), яп. ката (型или形)) – это строго определённая последовательность движений, чаще всего связанная с событиями древней легенды. Персонажи комплекса – мифические герои древности, боги или духи, божественные звери или даже растения (как в школе «Белый лотос»). Встречаются и исторические лица – основатели, знаменитые учителя различных школ и стилей ушу. Так, шаолиньский таолу «Ли-цюань», Бодхидхарма посвятил своему учителю, у которого он изучал калари-паятту. Практикуя комплексы, вы выполняете действия то за одного персонажа легенды, то за другого. Отмечу, что неверно восприятие китайских «образных названий» жестов («поднимание неба», «отодвигание занавеса») как терминов для обозначения ударов, блоков и т.д. Такого рода названия применимы только в отдельном комплексе, действия в котором происходят по определённой легенде. Приведу пример легенды к комплексу школы Тайцзи-цюань под названием «Сянь Люань» («Великан»).

 

Издали была видна гора Хуанг, величественно возвышавшаяся над окрестностями. С её крутых склонов, покрытых девственным лесом, стекало множество прозрачных рек и грозных водопадов. В пещерах жили отшельники, в норах лисы, в небе летали драконы, а из леса доносился рев цилиней.

Однажды святой отшельник Дянь, долгое время предававшийся созерцанию, ушёл на несколько ли от своей пещеры за целебными травами. Прошло время и когда он вернулся, то увидел, что спустившийся с небес дракон Сяо занял его место. Дянь, удивленный тем, что дракон осмелился совершить подобное, развел руками и начал уговаривать дракона покинуть пещеру по-хорошему, помня свой обет о ненасилии. В ответ на это самонадеянный дракон, широко открыв пасть и сверкая глазами, начал посылать один за другим языки пламени, желая уничтожить хозяина пещеры. Внезапно раздвинулся потолок пещеры и оттуда низвергся водопад, который разделил отшельника и дракона и преградил путь всепожирающему пламени.

Одновременно с этим появился великан Люань. Отшельник и сам мог заставить дракона уйти, поэтому поспешную заботу Неба он воспринял без удовольствия. Люань же поведал о своем небесном происхождении и обвинил в происшедшем духа горы Хуанг, из-за нерадивости которого святой отшельник терял время на бесполезные разговоры. Велика была провинность духа горы, но Дянь настаивал на бескровном возмездии. И тогда могучий великан, толкнув гору в одну, а затем и в другую сторону, извлек за волосы безмятежно спящего духа, который, пробудившись от сна, начал молить о прощении, уверяя всех, что впредь не допустит ничего подобного, Он тут же обратил дракона в пепел и развеял его по ветру.

Выполнивший свою миссию великан исчез вместе с водопадом. Вслед за ними растворился в стене и дух горы, а отшельник Дянь вновь углубился в постижение Сути. И ничего не мешало ему больше идти Великим Путем.

(Громов С.Н. УШУ - для  тела и души // За науковікадри. – 1989. – 26 мая. )

 

Общий подход к изучению комплексов, наиболее близкий к йоге – это быстрое изучение последовательности движений с исправлением только грубых ошибок. Затем комплекс многие годы нарабатывается, «доводится», исправляются детали. Затем добавляется дыхание, объясняется содержание легенды комплекса и циркуляция энергии. Другие школы воинских искусств практикуют медленное, длительное изучение комплексов со стремлением сразу исправлять все ошибки. Мы считаем, что такой путь не оптимален – начинающие обычно просто не способны выполнить всё идеально и они застревают в общем своём развитии, нудно шлифуя незначительные мелочи. Окончательное освоение комплекса – это медитация в движении и один из путей Просветления.

Школы без своих комплексов – это модификации традиционных школ, или обычные, чисто прикладные системы военной подготовки, существовавшие в любой стране мира, но отношения к системам Просветления (Кшатра-йоге) не имеющим.

Одно из распространённых заблуждений об ушу связано с так называемыми «подражательными» (звериными) стилями. На самом деле, выполнение комплекса – вовсе не действия актёра, копирующего, например, почёсывания, ужимки и прыжки обезьяны. Это не обычная обезьяна, а очень развитое божественное существо, царь обезьян (для Китая – Сунь Укун). Считается, что правильно выполняемый по легенде комплекс, позволяет вселить в ваше тело дух персонажа легенды. Такое совместное исполнение даёт вам новые силы, возможности, навыки. То есть, это – не подражание, а особое состояние боевого транса.

 

Главные стили воинских искусств, практикуемые в нашей школе – Щива-тарус (Калари-паятту), Шаолинь-цюань, стиль «Двенадцати зверей и духов» (мастеров Чуфэ и Шифао), Ци-гун, Тай-цзи-цюань, направление Чибай (Кара-тэ) и рукопашный бой на основе этих стилей.

 

Итак, в названии Института Йоги и Ушу отразились все перечисленные выше аспекты Йоги – её главная и оборотная сторона, история распространения, единство и многонациональность традиции, признание большого вклада народов Дальнего Востока в широкое распространение Кшатра-йоги.

_____

 

Жаль, что никто не спросил меня о пропущенном в конце третьей беседы названии учебника: Тагаев Н.Н. Судебная медицина.Для начинающего практиковать Йогу и воинские искусства Востока, весьма существенно изучение анатомии и физиологии человека. Хотя, эти знания совсем не лишние для любого человека. Начинать лучше с обычных учебников по анатомии и физиологии. Например, из доступных сейчас в интернете:

Атлас анатомии человека: учеб. пособие для студ. сред. мед. учеб. заведений / Р. П. Самусев, В. Я. Липченко. (https://www.litmir.me/bd/?b=224719),

Привес М. Г. Анатомия человека (учебник для мед. вузов) девятое, издание, 1985 (http://padabum.com/d.php?id=53970).

Дайте себе задание последовательно, за определённый вами срок, ознакомиться с приобретённым учебником. И начинайте читать.

 

Удачи!

 

 

P.S. Подсказка для тех, кто не решил задачу в начале нашей беседы: принцесса применила метод рассуждения, использованный Мойшей в анекдоте из третьей беседы.